Вот и еще один пост об актерах фильма "Цыган", который, кстати сказать, стал одним из первых советских сериалов. Интересно то, что сейчас снимают сериалы и дают всегда плоский свет, из-за этого у нас при просмотре возникает такое странное чувство то ли документальной, то ли бюджетной (таки бюджетной - это несомненно, да) съемки, присутствует некая театральность. "Цыгана" снимали почти всегда на натуре (за исключением помещений, которые были всегда настоящими, в фильме не было декораций) и всегда ставили настоящий качественный свет. Во всех сценах. Подошли со всей ответственностью.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ?Однако непростым было еще вот что - множество дублей, которое приходилось делать. И нет, это было не из-за того, что актеры плохо играли и у них что-то не получалось. Как отмечала вдова Александра Бланка, играли все замечательно, можно было делать с первого дубля каждую сцену, но качество пленки это не позволяло. Поэтому приходилось каждую сцену снимать по 5-6 дублей просто для того, чтобы обезопасить себя от возможного брака пленки. Какая-то сцена точно не будет запорота или засвечена. Поэтому страдать приходилось много раз. Рыдать, когда уже слез не осталось и радоваться, когда уже улыбку из себя не можешь выдавить.
Бланк очень ответственно подходил к съемкам каждой сцены фильма. Накануне вечером до поздней ночи шли репетиции, и как только его все устраивало, он отпускал актеров, чтобы завтра повторить то же самое 5-6 раз уже на пленку.
Вообще, мне не нравится, каким языком у Калинина написана книга, я не могу ее читать. Недавно просматривал отзывы и некоторые прямо восхищаются тем, как она написана, а у меня ощущение, что я читаю произведение начинающего автора. Ну, правда. Я, конечно, не писатель и ничего в этом не смыслю, но стиль не вписывается в близкий мне формат повествования. И мне очень странно, что он не смог написать сценарий для "Возвращения Будулая", ну вот не смог и все. У него какой-то клин был - цыган должен был умереть и он другого финала не видел. Говорил, что только в случае вот такой смерти главного героя читатель может задуматься над тем, что в жизни-то не все так просто и не так радужно, как хотелось бы. Считаю, что он не прав. Со зрителем так поступать нельзя. Во всяком случае, открытый финал "Цыгана" мы получили благодаря Волонтиру, который начал упрашивать и Калинина и Бланка не убивать Будулая. Вот понимал человек, что со зрителем нельзя так поступать. Потом уже и Лучко и сам Калинин стали просить Бланка сделать открытый финал)) И фильм был снят, цыгана не убили, просто сильно ранили и отдубасили. Тут зритель должен был сам додумывать продолжение.
Ладно, о продолжении фильма я еще напишу отдельно, а сегодня я хотел бы поговорить об актерах второго плана.
Лущилиха, которую сыграла Майя Булгакова. Персонаж получился неоднозначный. Если в книге с ней все понятно и она шантажирует Клавдию совершенно в открытую, то в фильме у нее такой подход интересный) Помните сцену сразу после визита Клавдии к Будулаю? Клавдия показывает Лущилихе метрики Вани и Нюры:
- Вот, не докажет! Вот метрика, написано: двое, мальчик и девочка, близнецы. На одну фамилию обои. Да как же это так? Растила-растила и вдруг... Ему бы только учиться и учиться, а не с цыганами по базарам... А ведь никто не знает. Никто не узнает, если ты не скажешь... А ведь ты не скажешь?! Ты же никому не скажешь??
И Лущилиха так кивает стремно... Ну, и ожидаемо: - ....тем более, вместо того, чтобы хлопцем своим заниматься, занялась забором... Уступи мне хоть немного, хоть маленький моточек.
Смешно, конечно, но Клавдии много лет было не до смеха.
Другой, без этой ее примеси жадности, она была с Будулаем, и деньги она, конечно, Клавдии не отдала - прельстилась все-таки, но хотя бы по завещанию оставила. Понятно, что оставила именно эти деньги. Булгакова сыграла гениально. Мой любимый момент (на видео)
И смерть Лущилихи была прям до дрожи - танк и идущая перед ним цыганка. Представляете, какая это была психологическая травма в войну - видеть, как танк раздавил кибитку. В голове что-то щелкнуло и все...
Не знаю, сколько Лущилихе лет по сюжету (в книге она живет с алчным мужем), но, судя по тому, что она в войну мужа и сына потеряла, уже немолода. Однако сама Булгакова моложе Лучко на 7 лет.
Про Нину Русланову и ее Катьку-аэропорт я уже писал немного. Ведь тоже персонаж получился очень яркий. Как говорила об этом сама Русланова, Катька - это то, что есть в каждой женщине, пусть не на поверхности, но внутри. Не могу с ней согласиться или не согласиться, ибо мне сложно судить. Если читающим дамам есть что сказать по этому поводу, я с удовольствием выслушаю))
Гениальная сцена Тыкайте, запустится с нужного места (таймкод).
К сожалению, актера, сыгравшего старшину, уже нет в живых.
В "Цыгане" Русланова говорит своим голосом, а вот в "Возвращении..." ее озвучивали и история там была не слишком приятная, как по мне, но об этом я напишу, когда про продолжение сделаю пост. Озвучивали также и Егора, мужа Шелоро.
Матлюба Алимова, узбекская актриса, сыгравшая Настю, рассказывала, что вопреки тому, что все актеры рассказывают о съемках "Цыгана", никакой общности между ними не было: Волонтир вообще был сам по себе, и держался от всех подальше вместе с конем или с женой и дочерью, когда они приезжали; Лучко была всегда поближе к режиссерской команде, а остальные кучковались, кто как мог.
Из ее немногочисленных интревью на эту тему складывается ощущение, что ей чего-то недодали во время этих съемок. Но потом она вдруг спохватилась и сказала, что "Цыган" - это одно из самых замечательных ее воспоминаний. Странная она немного, вот такое о ней впечатление сложилось. Возможно, последующая слава была для нее не самой приятной и ухаживания Высоцкого с недвусмысленными намерениями стали не самым хорошим периодом в жизни...
Кстати, одной из первых отснятых сцен фильма (еще до приезда Волонтира) была сцена Насти и Клавдии, когда Настя пришла в деревню и Клавдия ее просит передать по цыганской почте, что она Будулая ждет. Не понимаю, как актеры так играют из середины, не прожив еще всего остального. Удивляюсь каждый раз.
В фильме не использовали массовку - ее роль с удовольствием исполняли местные жители) Что на базаре, куда Будулай завернул за покупками, что сцена суда. Местные рады были сниматься в эпизодах и впоследствии, десятилетия спустя, рассказывали, как это все происходило. Вот эта сцена, где Будулай приехал на суд. Помимо двух актеров в кадре только местные жители. В центре стоит чувак и поглаживает подбородок - один из местных, который 35 лет спустя вспоминал, как снимали фильм в станице. В общем, каждый выполняет свою роль))
Или выступающие люди, поднимающиеся с мест - все тоже местные жители. Массовки было с избытком))
...чтобы завтра повторить то же самое 5-6 раз уже на пленку. Ад какой... А кажется, что на одном дыхании всё! Вот это профессионализм...
Однако сама Булгакова моложе Лучко на 7 лет. Ничего себе... Я так и думаля, что Лучко тут ну 45 максимум...
Если читающим дамам есть что сказать по этому поводу, я с удовольствием выслушаю)) Анекдот есть такой... Апостол Пётр встречает партию новопреставленых дам и командует: "Шалавы, шаг вперёд!" Все шагнули, одна стоит. Пётр: "Все в Ад. Глухая - тоже".
А кажется, что на одном дыхании всё! Вот это профессионализм... Да, удивительно. Интересно, как сейчас у нас снимают. Знаю, какие сейчас оперные певцы (ужоснах), а вот как с актерами...
Про количество дублей - там видно, конечно, что слеплено из разных во многих местах. Но я думала, мало ли чего не получается у них) а оно вон как... Спасибо за очередную часть)
Ад какой... А кажется, что на одном дыхании всё! Вот это профессионализм...
Однако сама Булгакова моложе Лучко на 7 лет.
Ничего себе... Я так и думаля, что Лучко тут ну 45 максимум...
Если читающим дамам есть что сказать по этому поводу, я с удовольствием выслушаю))
Анекдот есть такой... Апостол Пётр встречает партию новопреставленых дам и командует: "Шалавы, шаг вперёд!" Все шагнули, одна стоит. Пётр: "Все в Ад. Глухая - тоже".
А кажется, что на одном дыхании всё! Вот это профессионализм...
Да, удивительно. Интересно, как сейчас у нас снимают. Знаю, какие сейчас оперные певцы (ужоснах), а вот как с актерами...
После того, как много знаешь о съемках, уже и смотрится по-другому, подмечаешь множество деталей)