Думал, напишу кратенько, но увы, не получится. Поэтому дальше будет очень многабукв.
Следующие части:
"Цыган", часть 2. Как Клара Лучко и Нина Русланова мужика делили
"Цыган", часть 3.1. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.2. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.3. Актеры, съемки
В заключение по "Цыгану" и как снимали "Возвращение Будулая"
3 года без Будулая
Как я вообще к этому пришел... Кажется, цепь событий вообще странная. Я просто наткнулся на док. фильм о Кларе Лучко и посмотрел его с интересом, а потом YouTube мне в рекомендованные накидал всякой ерунды, среди которой оказалась передача про фильм "Цыган". Ну, я на этой волне пересмотрел и фильм. А тут знакомая сказала, что пишет статью про Волонтира, потому что скоро будет 3 года как он умер. "О, какое совпадение!" - подумал я и пока смотрел док. фильмы понял, что какая-то фигня происходит. Они бы хоть как-то факты проверяли, когда такое делают. Но это же время, а время, как известно, деньги. И его никто не хочет тратить, чтобы выпустить что-то качественное. Желательно просто сделать быстро. Вот скажите, когда вы просматриваете множество материалов по какой-то теме и натыкаетесь везде на страшные нестыковки, вас это не бесит? Меня это бесит ужасно, поэтому я начинаю зарываться во все это и докапываться до истины, которая, как известно, где-то рядом Проверять. конечно, приходится, в интервью и воспоминаниях, которые желательно состыковать именно с видео. Если таковых не оказывается, то лучше проверять по многим источникам и рассказам, состыковывая факты. В общем, все, что вы прочитаете ниже (если осилите, конечно) - это как раз результат сопоставления фактов и отсеивания зерен от плевел)) Надо ли говорить, что этот пост я делал несколько дней? Так что, если вы его прочитаете, мне будет, как минимум, приятно. И как максимум - очень сильно приятно)) Поехали.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ?
Все началось с того, что однажды в отпуске Клара Лучко решила прочитать повесть Анатолия Калинина "Цыган". Причем, прочитать с его же подачи. Он, как говорят, спецом дал ей свою книгу, с прицелом на то, что именно она должна будет сыграть Клавдию. Вот хотелось ему экранизировать по-своему. Все дело в том, что в одном спектакле по его другому произведению играла Лучко, он приехал посмотреть и был сражен. С тех пор ему не давала покоя мысль, что Клавдию должна сыграть именно Клара Степановна.
Лучко поразило, что судьба главной героини Клавдии фактически повторяет ее судьбу. Ей настолько оказалась близка эта тема и все то, что чувствовала Клавдия, что актрисе ну просто очень сильно захотелось ее сыграть. Режиссер Александр Бланк был готов экранизировать книгу. Лучко мечтала об этой роли, она даже в свою повседневную жизнь стала вставлять фразы из книги, которые говорила героиня и старалась что-то из одежды подходящее подбирать) В общем, она позвонила Калинину и сказала, давайте быстрее снимать фильм. До этого уже была одна экранизация (быстренько вспоминаем черно-белую картину 1967 года). Калинин сказал что-то типа того: "Да все ок, Клара Степановна! Будет вам экранизация. Дайте мне только пару месячишек, я сценарий напишу". Но Лучко посчитала, что пара месяцев - это, извините, слишком много. Поэтому постоянно Калинину звонила и торопила (может поэтому у нас в "Цыгане" 4 серии, а не 5 или 6 ) "Давайте быстрее, Анатолий Вениаминович! Я ведь не девочка уже... Старею!". Надо сказать, выглядела она прекрасно, несмотря на свой возраст - ей было почти 54, когда начались съемки.
Отвлекся немного, и упустил, почему судьба самой Лучко повторила судьбу Клавдии. Поздняя любовь и все такое.Она встретила его на съемках фильма "Кубанские казаки". Да, конечно, я говорю про Сергея Лукьянова. У них была безумная любовь, большое счастье, которое закончилось с трагическим уходом Лукьянова - он умер от сердечного приступа прямо на собрании, среди своих коллег, чем поверг их в невероятный ужас. Уверяют, что это было очень страшно... Это случилось в 1965-м году, и Лучко, как и Клавдии, было 40 лет. Она осталась одна. Муж, который ее так сильно опекал, больше помочь не мог, пустота внутри - она мучилась четыре года, пока наконец не встретила своего второго и последнего мужа - Дмитрия Мамлеева, который стал для нее всем. Это Лукьянов (в "Кубанских казаках"):
Но давайте все-таки вернемся к фильму. Сценарий уже был написан и в конце Будулай должен был умереть. Прямо как в книге. Так как Лучко уже была заранее утверждена на роль, осталось самое сложное - найти главного героя. А это оказалось не просто сложно, а фактически невозможно - удовлетворить-то надо было всех! Начиная от Калинина и режиссера Бланка до самой Лучко. И последнее было, пожалуй, самым важным - она смотрела, сможет ли она полюбить своего партнера или нет. Так вот и мучились: всех устраивал Будулай, а Лучко - нет.
Кинули клич, и на пробы съехались самые разномастные мужики: армяне, грузины, цыгане, узбеки и прочие. Конечно, выбирали и из уже известных актеров. К примеру, всерьез задумались взять Николая Сличенко, который не только настоящий цыган, но еще и в своем театре "Ромэн" он уже играл Будулая.
Но Сличенко не подошел - режиссер Бланк видел по-другому своего героя, а переделывать то, что уже наработано самим актером - очень сложно, да еще и пришел указ сверху не снимать в фильме настоящих цыган. От Сличенко отказались. Да и Лучко чем-то он не приглянулся в качестве партнера.
Тут же вспомнили про Армена Джигарханяна.
А че? Прикольный был бы типаж. Хотя очень сложно сейчас представить. Но и тут облом - он не смог приехать на пробы - снимался в другой картине, поэтому пришлось на его кандидатуру забить.
И снова пошло-поехало... Дошло до того, что у съемочной группы закралась мысль пригласить Владимира Высоцкого... Ну, это они совсем от безысходности, видать (хотя я Владимира Семеновича бесконечно уважаю, но это явный перебор )
Когда уже съемочная группа выла от массового нашествия Будулаев, с каждым из которых Лучко приходилось делать пробы (дабы не только глянуть на органичность пары, но и понять, проскочит ли искра между героями), пришел еще один товарищ. Это был армянин. Сама Лучко его описывала как человека маленького роста, страшного, с узкими плечиками, тонкой шеей, очень тонкими ножками, тощего, с длинными завивающимися волосами-проволочками, с огромным носом... И Бланк (вы можете себе представить?) оказался не против такого Будулая. Он подошел к Кларе Степановне и сказал: "Клара, ты будешь с этим мужчиной пробоваться". Лучко сказала Бланку, что Будулай - герой идеальный и если ЭТО Будулай, то она играть не сможет. Из интервью Лучко: "И я говорю: "Саша, что ты делаешь, как его можно любить?" А он мне: "Он похож на Иисуса Христа! Это очень важно!" А я говорю: "На Христа похож?! А мне нужен земной человек, чтобы все бабы млели!" Они очень долго спорили, и так ни к чему и не пришли, увы. Каждый остался при своем мнении.
Этот армянин был последней каплей и Лучко не выдержала - начала лихорадочно перебирать в памяти всех знакомых мужиков-актеров. И вспомнила, что в 1977 году снималась с колоритным таким актером, Михаем Волонтиром, в фильме "Корень жизни" молдавского режиссера Гибу.
(Лирическое отступление: Сличенко, Джигарханян, Волонтир - ровесники, на момент подбора актеров им всем было около 45 лет). Как отмечали позже сами цыгане, он был больше на них похож, чем на молдаванина. К слову, я посмотрел этот фильм, правда не осилил целиком, уж больно качество отвратное, и честно говоря, не понимаю, как она вообще про Волонтира вспомнила. Там по сюжету ее героиня (как Лучко в интервью говорила) по герою Волонтира долго и безответно страдала. Так вот, может она там и страдала, но весь фильм сосредоточен на плодовых садах. Видимо режиссеру была дана установка снять что-то для поднятия социалистического соревновательного духа. Мутный какой-то фильмец.
Волонтира там мало, умеренно мало Лучко, зато много всяких соц. обязательств В общем, не знаю, как она его там вообще заметила. Но вот че-то он у нее отложился в памяти. К тому же, как-то он приехал на съемки на Молдова-фильм, где снимали "Корень жизни", прямо со спектакля и у него была с собой пачка фотографий с какой-то театральной постановки, где у него были кудрявые волосы и шляпа на голове. Лучко вспомнила эти фотки и сразу же позвонила Бланку, а тот Волонтира видел в фильме "В зоне особого внимания" и он ему тоже запомнился. Сценарий отправили в Бельцы с ассистентом, и актер приехал на пробы.
Лучко попросила, чтобы Михаю сделали на пробах такой же грим, как у него был на тех театральных фотках. По-русски он говорил очень плохо и этого плохо безумно стеснялся, поэтому на пробах он говорил по-молдавски, а Лучко ему отвечала по-русски. В общем, их как только в кадре вместе увидели, так его сразу и утвердили. Лучко тоже осталась всем довольна. Все выдохнули с облегчением. Но Волонтира не хотели отпускать на съемки в его театре в Бельцах, потому как абсолютно все спектакли там держались на нем, а предстояли гастроли. Но этот вопрос все-таки удалось утрясти, опять же, благодаря связям Клары Степановны - она позвонила председателю Совета министров Молдавии и уладила этот вопрос. Волонтиру дали отпуск. Естественно, его жена не могла допустить такого долгого отсутствия мужа, поэтому дочь в охапку и за ним, покорять донские просторы ))
Когда Волонтир приехал к месту съемок, уже было снято несколько сцен и как раз просматривали отснятый материал. Волонтир посмотрел и сказал: "Я так рад, что я увидел, как Клара Степановна меня любит. Я должен ее любить еще больше."
Что интересно, первой сценой, в которой Волонтира снимали, была та, где ему сообщают по цыганской почте, что его дома ждет жена и сын, и он там бурно радовался. Вот такая, блин, непоследовательность в кино))
До съемок и уже в процессе Волонтир занялся русским языком с преподом по вечерам, потому как ни он, ни вся съемочная группа не хотели, чтобы в итоге говорил кто-то другой за него. Так что, даже то, что его озвучивали в фильме "В зоне особого внимания" - это вот как раз тянется ниточка от того, что с русским у него была откровенная беда. Зато уже в следующем - "Ответный ход" - его не озвучивали, а если посмотреть на более поздние фильмы - там уже и акцент не такой сильный.
Сценарием занималась команда из четырех человек: главным сценаристом был Калинин, затем, разумеется, режиссер Бланк, Наталья Калинина (дочь писателя) и Радий Кушнерович. Как говорится, одна голова - хорошо, а четыре - лучше )) Все-таки Бланк был гениальным режиссером... Или это были гениальные актеры?.. Раз уж фильм построен на любовной линии, надо это как-то зрителю показывать. В сценарии же все не пропишешь - общие слова. Лучко и Волонтиру сказали: делайте, что хотите, но без рук. Никаких рук, никаких поцелуев, никаких обжимашек-обнимашек. Все, что у вас есть - это глаза, мимика, чувства, случайные легкие прикосновения. На этом все. Поразительная гениальность фильма еще как раз и в этом. Нужно быть мастером (а Бланк - мастер), чтобы вот так без всяких поцелуев и обжимашек сделать такое. Актерам, конечно, честь и хвала. Без них бы у Бланка такой достоверности не получилось. Понятно, что нужно было в роли погружаться с головой. Жить, наверное. Второстепенные роли, эпизодические - это же все тоже было очень органично и естественно. А вот и сам Александр Бланк:
Снимать решили на хуторе Пухляковском Ростовской области (отсюда и фамилия главной героини - Пухлякова), на родине Анатолия Калинина. Ходит легенда, что он сам наполовину цыган и знает все эти обычаи, устои и прочее. Казачки у него вообще были списаны с реальных персонажей, так же, как и главный сюжет "Цыгана". Однажды Калинин, будучи на фронте, увидел такую картину: награждали цыгана-разведчика. Засело это у него в голове и как-то он услышал от кого-то из жителей какого-то села, как цыгане убегали от немецких танков. Ну, и всю эту историю с кибиткой, которую раздавил немецкий танк, и цыганка успела выбросить ребенка и потом его взяла к себе на воспитание русская женщина. Калинин сложил 2+2 и сел писать свою повесть ))
Отдельно подбирали актера на роль Вани, приемного сына Клавдии и, по совместительству, родного сына Будулая. Если Михай Волонтир обязан утверждению на роль Кларе Лучко, то Алексей Никульников, сыгравший Ивана, обязан утверждению на роль Волонтиру )) Потому как Ваню подбирали уже конкретно под него. На момент съемок Никульников был студентом театрального училища.
Пока шла подготовка к съемкам, Волонтир занялся не только русским языком, но и цыганским. У них был в команде какой-то там полиглот-полиглотище, знавший кучу языков, в том числе и цыганский, причем, в самых разных его диалектах. Так что, Волонтир учил русский, цыганский, изучал их жесты, походку. Настоящий цыганский барон в интервью о фильме говорил, что этому нельзя научиться. Блин, ну можно значит, раз научился) По сюжету Будулай - кузнец. Бланк Волонтиру сказал, что типа, спокуха, Михай, не кипиши, мы в кузне будем снимать тебя крупным планом, а потом снимем отдельно руки настоящего кузнеца. Волонтир сказал: хренушки вам, хочу средний план, чтобы с моими руками. Или я поехал обратно в свой театр. "Вот упертый чувак", - подумал Бланк и сказал: "Лады, делай, как хочешь". И Волонтир ушел на трое суток к кузнецу в кузню. Они там жили) Научился ковать подковы и только тогда успокоился. Теперь уже точно все были готовы.
Но тут возникла новая проблема и, по ходу, гораздо более серьезная, чем русский, цыганский или кузнечное дело - фильм запретили "сверху". Тогдашний председатель госкомитета по телевидению и радиовещанию Сергей Лапин категорически отверг сценарий. Знаете почему? Потому что на кой черт в этом фильме любовь? Ну, вот и правда, зачем? Хотели снять фильм про дружбу народов, так снимайте! Любовь им подавай еще... Хренушки! Передалать! Не нужна нам тут никакая любовь. Вот про цыган и донских казаков - про их дружбу - да ради бога, а любовь - не. Какое же чертовски непростое время было... Вот он, Сергей Лапин, великий и ужасный:
Лучко пришлось собрать волю в кулак и втихую ломануться на прием к этому Лапину и ходила она к нему не один раз... То он был в плохом настроении, то еще что... Но она его все же добила, дожала и буквально через несколько дней уже появилась возможность приступить к съемкам. Вот так Лучко снова спасла фильм.
Самое интересное, как снимали фильм и про актеров, оставлю для другого поста - иначе вряд ли вы даже до трети текста доберетесь Но даже если вы сейчас читаете эти строки, то я готов вам аплодировать стоя - вы невероятно долго продержались
Следующие части:
"Цыган", часть 2. Как Клара Лучко и Нина Русланова мужика делили
"Цыган", часть 3.1. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.2. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.3. Актеры, съемки
В заключение по "Цыгану" и как снимали "Возвращение Будулая"
3 года без Будулая
"Цыган", часть 1. Подготовка к съемкам
Думал, напишу кратенько, но увы, не получится. Поэтому дальше будет очень многабукв.
Следующие части:
"Цыган", часть 2. Как Клара Лучко и Нина Русланова мужика делили
"Цыган", часть 3.1. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.2. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.3. Актеры, съемки
В заключение по "Цыгану" и как снимали "Возвращение Будулая"
3 года без Будулая
Как я вообще к этому пришел... Кажется, цепь событий вообще странная. Я просто наткнулся на док. фильм о Кларе Лучко и посмотрел его с интересом, а потом YouTube мне в рекомендованные накидал всякой ерунды, среди которой оказалась передача про фильм "Цыган". Ну, я на этой волне пересмотрел и фильм. А тут знакомая сказала, что пишет статью про Волонтира, потому что скоро будет 3 года как он умер. "О, какое совпадение!" - подумал я и пока смотрел док. фильмы понял, что какая-то фигня происходит. Они бы хоть как-то факты проверяли, когда такое делают. Но это же время, а время, как известно, деньги. И его никто не хочет тратить, чтобы выпустить что-то качественное. Желательно просто сделать быстро. Вот скажите, когда вы просматриваете множество материалов по какой-то теме и натыкаетесь везде на страшные нестыковки, вас это не бесит? Меня это бесит ужасно, поэтому я начинаю зарываться во все это и докапываться до истины, которая, как известно, где-то рядом Проверять. конечно, приходится, в интервью и воспоминаниях, которые желательно состыковать именно с видео. Если таковых не оказывается, то лучше проверять по многим источникам и рассказам, состыковывая факты. В общем, все, что вы прочитаете ниже (если осилите, конечно) - это как раз результат сопоставления фактов и отсеивания зерен от плевел)) Надо ли говорить, что этот пост я делал несколько дней? Так что, если вы его прочитаете, мне будет, как минимум, приятно. И как максимум - очень сильно приятно)) Поехали.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ?
Следующие части:
"Цыган", часть 2. Как Клара Лучко и Нина Русланова мужика делили
"Цыган", часть 3.1. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.2. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.3. Актеры, съемки
В заключение по "Цыгану" и как снимали "Возвращение Будулая"
3 года без Будулая
Как я вообще к этому пришел... Кажется, цепь событий вообще странная. Я просто наткнулся на док. фильм о Кларе Лучко и посмотрел его с интересом, а потом YouTube мне в рекомендованные накидал всякой ерунды, среди которой оказалась передача про фильм "Цыган". Ну, я на этой волне пересмотрел и фильм. А тут знакомая сказала, что пишет статью про Волонтира, потому что скоро будет 3 года как он умер. "О, какое совпадение!" - подумал я и пока смотрел док. фильмы понял, что какая-то фигня происходит. Они бы хоть как-то факты проверяли, когда такое делают. Но это же время, а время, как известно, деньги. И его никто не хочет тратить, чтобы выпустить что-то качественное. Желательно просто сделать быстро. Вот скажите, когда вы просматриваете множество материалов по какой-то теме и натыкаетесь везде на страшные нестыковки, вас это не бесит? Меня это бесит ужасно, поэтому я начинаю зарываться во все это и докапываться до истины, которая, как известно, где-то рядом Проверять. конечно, приходится, в интервью и воспоминаниях, которые желательно состыковать именно с видео. Если таковых не оказывается, то лучше проверять по многим источникам и рассказам, состыковывая факты. В общем, все, что вы прочитаете ниже (если осилите, конечно) - это как раз результат сопоставления фактов и отсеивания зерен от плевел)) Надо ли говорить, что этот пост я делал несколько дней? Так что, если вы его прочитаете, мне будет, как минимум, приятно. И как максимум - очень сильно приятно)) Поехали.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ?